Результаты исследования «Цифровая трансформация в России – 2020»

•   Российские компании инвестируют в цифровую трансформацию от 3% до 10% от годовой выручки.

•   80% опрошенных компаний находятся в процессе реализации стратегии цифровой трансформации или отдельных цифровых проектов, что на 19% больше, чем в 2018 году.

•   Ключевые препятствия для цифровой трансформации – нехватка компетенций и сопротивление изменениям, так ответили 53% и 45% опрошенных соответственно.

 

Москва, 14 июля 2020 года – Компания KMDA, один из лидеров цифрового консалтинга в России, партнер Microsoft, представила аналитический отчет по результатам исследования[1], посвященного анализу цифровой трансформации российского бизнеса. Это уже второе исследование KMDA по данной теме, задача которого – глубже проанализировать процессы трансформации, происходящие в российских компаниях, а также оценить вектор и динамику изменений. В рамках нового исследования, проведенного при поддержке компании Microsoft, были опрошены более 700 представителей российских компаний из 27 отраслей.

 

«Наше новое исследование демонстрирует положительную динамику цифровой трансформации в России по сравнению с результатами 2018 года. Уже 80% опрошенных компаний находятся в процессе реализации стратегии цифровой трансформации или отдельных цифровых проектов, что на 19% больше, чем в 2018 году. Это свидетельствует о формировании цифровой культуры в среде российского бизнеса и росте цифровой зрелости большего количества крупных организаций и холдингов по сравнению с 2018 годом. Для качественного и долгосрочного результата российским компаниям необходимо уделять внимание формированию ко́мплексных бизнес-стратегий, включающих не только внедрение цифровых технологий, но и развитие новых компетенций и цифровой культуры самой организации», – отметил Владимир Рыжков, генеральный директор KMDA.

 

«Цифровая трансформация резко ускорилась – то, что раньше могло занять несколько лет, во многих организациях было реализовано за два месяца. И это, безусловно, очень непростая задача. Российские компании традиционно демонстрируют очень высокий уровень цифровых компетенций и готовности к внедрению инновационных решений. В частности, это касается искусственного интеллекта – комплекса технологий, которые, по нашему мнению, играют важную роль в цифровой трансформации предприятий», – отметила Анна Кулашова, Директор департамента по работе с крупными организациями и партнёрами Microsoft в России.

 

Статус цифровой трансформации в России

 

Исследование показало, что за последние 2 года тема цифровой трансформации стала стратегической повесткой большинства компаний в России.

 

·       На 19% больше компаний, чем в 2018 году, ответили, что уже запустили процесс цифровой трансформации и перешли от изучения возможностей к практическим шагам. Качественно изменилось отношение к цифровой трансформации – в 2 раза больше компаний, чем в 2018 году, подходят к вопросу системно и осуществляют преобразования в рамках специально разработанной стратегии. Так ответили почти половина (49%) опрошенных. По данным исследования, 64% респондентов считают цифровую трансформацию необходимым процессом для устойчивого развития в условиях современных вызовов.

 

·       Лидерами по цифровизации традиционно являются сферы ИТ и разработки ПО, финансовый сектор и телеком. Отрасли, которые показали рывок в развитии за последние 2 года: нефть и газ, ретейл, госуслуги, ЖКХ. Наименее цифровизированными, по мнению респондентов, остаются компании агропромышленного сектора, автобизнеса и индустрии развлечений. 

 

Инвестиции в проекты цифровой трансформации

·       Размер бюджета российских компаний на цифровую трансформацию варьируется от 3 до 10% годовой выручки.

·       Срок окупаемости инвестиций в цифровую трансформацию зависит от размера компании и может составлять от 1 года до 5 лет. В среднем стратегия трансформации рассчитана на 2–3 года реализации всей массы заложенных в нее проектных инициатив.

·       11% респондентов отметили, что их компании уже увеличили свою капитализацию за счет цифровой трансформации.

 

Приоритеты цифровой трансформации

·       Цифровизация бизнес-процессов, управление на основе данных, а также управление клиентским опытом являются приоритетными направлениями трансформации в российских компаниях, это отметили 61%, 51% и 50% респондентов соответственно.

·       В целом российские компании существенно подняли уровень зрелости использованию данных и применяют их для решения более сложных задач. Все больше компаний используют данные не только для диагностики, но и для принятия стратегических решений, улучшения продуктов и повышения эффективности операционной деятельности.

·       70% оттока клиентов обычно связано с плохим клиентским опытом. Около 60% топ-менеджеров отметили, что их компании уже реализовали или запланировали мероприятия по внедрению принципов клиентоцентричности и управления клиентским опытом в рамках стратегии цифровой трансформации.

·       Недооцененными остаются более «сложные» направления, которые в долгосрочной перспективе вносят важный вклад в инновационный потенциал и конкурентоспособность компании – развитие человеческого капитала и компетенций (цифровая культура) и создание собственных новых продуктов (R&D). Только 23% и 21% респондентов отметили эти направления в числе приоритетов цифровой трансформации своих компаний.

·       Цифровая трансформация стимулирует разработку новых решений внутри компаний, что укрепляет значение этого направления для их конкурентоспособности. Копирование практик с рынка (в т. ч. локализация) при создании собственных сервисов снизилось на 15%, при росте собственной разработки внутри компании (R&D) на 6%. 

 

Препятствия на пути цифровой трансформации

·       Ключевые препятствия для цифровой трансформации – нехватка компетенций и сопротивление изменениям, так ответили 53% и 45% опрошенных соответственно. Важно, что эти факторы перевешивают даже недостаток финансирования (37%) и возможные риски совершить ошибочные действия (40%). Согласно опросу HR-директоров, потребность в новых кадрах для цифровой трансформации может доходить до 30% от текущего штата компаний.

·       В половине российских компаний отсутствует орган управления цифровой трансформацией, а ответственность неоднозначно распределена между несколькими менеджерами высокого звена. Это затрудняет управление процессом. Например, 42% руководителей в личных интервью описывают сценарий «навязывания сверху» стратегии, разработанной без достаточного участия команд на местах. 

 

Эффекты от цифровой трансформации

·       Для большинства респондентов достигнутые положительные эффекты от цифровизации заключаются в снижении трудозатрат (34%), повышении эффективности процессов и производительности (30% и 25%), повышении скорости адаптации к внешним изменениям (24%), создании новых бизнес-моделей (24%), а также повышении конкурентоспособности (22%).

·       25% респондентов не отметили какого-либо положительного эффекта от цифровой трансформации. Это может быть связано с отсутствием или низким качеством стратегии, проблемами в ее реализации или с тем, что трансформация находится на ранней стадии и эффекты ещё не достигнуты.


***

С полной версией отчета можно ознакомиться на сайте компании KMDA.


О компании KMDA:

Лидеры мнений в сфере цифрового консалтинга и стратегии бизнес-трансформации. Компания помогает клиентам трансформировать бизнес-модели и повышать эффективность процессов, используя цифровые технологии и инновационную культуру. Среди клиентов KMDA – BNP Paribas Group (Cardif), Hoff, Ecco, Inventive Retail Group, бренды Nike, Re:Store, Lego, Samsung, Sony и другие.


Контакты для прессы: pr@kmda.pro

О партнерах исследования:

Благодарим за участие в подготовке и распространения исследования экспертов Microsoft, NetApp, Университет Иннополис, Нетология Топ, агентство Fields4e, визуальную студию Presium.

 

О Microsoft

Microsoft (Nasdaq “MSFT” @microsoft) обеспечивает условия для цифровой трансформации в эпоху «интеллектуального облака» и «интеллектуальных технологий». Миссия компании – дать возможность каждому человеку и организации на планете достичь большего.


Контактная информация:

Microsoft, 125252, Москва, а/я 70

Тел.: 7 (495) 967-85-85

Факс: 7 (495) 967-85-00

Узнать последние новости Microsoft представители прессы могут в пресс-центре компании.

Представители СМИ могут также получить дополнительную информацию в PRP Group – a Weber Shandwick Affiliate Company по адресу microsoft@prp.ru или по телефону (495) 937 31 70.




[1] В отчете представлены интерпретации количественных и качественных опросов представителей̆ российского бизнеса, а также мнение экспертов KMDA. Всего было опрошено более 700 представителей российских компаний из 27 отраслей: от нефтегазовой, машиностроения и образования до ИТ и банковского сектора. В качестве основного инструмента для сбора данных была использована электронная система анкетирования. Были опрошены сотрудники различных функциональных позиций внутри компаний, а также проведены глубинные интервью с отдельными респондентами, в особенности с топ-менеджерами и руководителями. Период сбора данных: февраль – апрель 2020 года.



16.07.2020

×
Напишите нам
×
Регистрация
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*
×
Вход
Регистрация Вспомнить пароль
×
Вспомнить пароль