Студенты из Югры разработали VR-тренажер для обучения нефтяников
В Ханты-Мансийском АО будущих работников нефтегазовой промышленности теперь готовят с применением технологий виртуальной реальности. Студенты Югорского государственного университета при поддержке федпроекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» смогли создать и внедрить в учебный процесс VR-тренажер для отработки практических производственных задач.
Идея создать обучающий тренажер с применением технологии виртуальной реальности к студенту Югорского госуниверситета Кириллу Загайкевичу пришла на втором курсе. В рамках учебного процесса ребятам нужно было выбрать тему для проектной деятельности: Кирилл решил не искать легких путей и, вместо того чтобы взять готовую идею, предложил свою. В работу включились коллеги по вузу – Никиты Вторушин, Дмитрий Любченко и Михаил Плотников.
«Мне захотелось сделать что-то, что в будущем могло быть интегрировано в процесс учебы. Выбор пал на обучающие тренажеры виртуальной реальности, так как наглядность в образовательном процессе - именно то, чего мне самому не хватало в учебном плане. Заручился поддержкой своих товарищей-программистов, и мы вместе начали прорабатывать эту идею», — рассказывает Кирилл Загайкевич.
VR-технологии формируют искусственную действительность с помощью технических средств, имитируя воздействие человека на внешнюю среду и реакцию на это воздействие. Убедительность виртуальной реальности обеспечивается за счет того, что весь процесс происходит в режиме реального времени, а воздействие на объекты VR полностью соответствует реальным законам физики (гравитация, инерция, сопротивление, отражение и др.).
Воплотиться в жизнь проекту помогла поддержка федпроекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». Команда получила грант от Фонда содействия инновациям по программе «Студенческий стартап» в размере 1 миллиона рублей. В последующем, под реализацию идет учредили компанию «Невитех». Проект завоевал приз зрительской симпатии фонда «Мой бизнес-Югра» в акселерационной программе фонда Сколково «Навигатор-Инноватора» и занял 210-е место в Всероссийском рейтинге ТОП-1000 университетских стартапов.
Первыми опробовать технологию в деле авторы проекта решили в альма-матер. Сегодня студенты профильных специальностей Югорского госуниверситета осваивают практические навыки на VR-тренажере, разработанным компанией «Невитех». Надев VR-очки и взяв в руки контроллеры, пользователь погружается в цифровую среду, где точно воспроизводятся разные локации и условия с производственными задачами. Для лучшего опыта предусмотрены обучающий и экзаменационный режимы.
«Многим людям проще запоминать информацию через движения или зрительно, чем что-либо заучивать, поэтому такие тренажеры — отличное предложение для обучения», — говорит Кирилл Загайкевич. — «В них можно проработать самые разные сценарии, внедряется возможность моделирования аварийных ситуаций, которые в реальности в тренировочных целях создать невозможно».
Безопасность – важнейшая особенность VR-тренажера. Нефтегазовое оборудование относится к объектам повышенной опасности, неумелое обращение с ним может нанести вред как человеку, так и окружающей среде. В виртуальной реальности такие объекты безвредны, при этом работать с ними можно «по-настоящему». Кроме того, тренажеры позволяют освоить работу в разных климатических условиях и локациях. Находясь, к примеру, в Московской области, можно «тренироваться» на месторождениях Югры или любых других произсивенных объектах. Еще одно важное преимущество – экономическое.
«Учебные макеты для промышленности могут стоить от 5 до 10 млн рублей. Абонентская плата за наш тренажер стоит от двухсот тысяч рублей в год за одно рабочее место — компьютер, VR-шлем и контроллеры — это компактная, удобная и дешевая альтернатива. При этом по эффективности отработка навыков на VR-тренажере ничуть не уступает традиционным средствам обучения», — отмечает Кирилл.
Сейчас стартап «Невитех» готовится к выходу на большой рынок – ребята ищут специалистов в команду, налаживают профессиональные связи и готовятся к реализации первых серьезных заказов.
По словам Кирилла Загайкевича, на российском рынке есть несколько компаний, которые предлагают похожий продукт, но у «Невитех», по сравнению с ними есть ряд преимуществ. Это разнообразие сценариев, качественная детализация изображения и меньшая требовательность к ресурсам компьютера. Кроме того, ребята готовы работать на индивидуальной основе и разрабатывать обучающие программы специально под запрос заказчиков.
Федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства» Минобрнауки РФ был запущен в 2022 году с целью раскрытия предпринимательского потенциала молодежи и подготовки профессионалов в области технологического предпринимательства. Платформа включает в себя семь основных инструментов поддержки: конкурс «Студенческий стартап», предпринимательские точки кипения, акселераторы, тренинги, стартап-студии, университетские венчурные фонды, программу возмещения частных инвестиций. Операторами федерального проекта выступают: АНО «Платформа НТИ», Фонд содействия инновациям (ФСИ), Фонд «Сколково», Фонд инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП), Московский физико-технический институт (МФТИ). Сайт https://univertechpred.ru
12.09.2024